Фан-клуб Тома Хиддлстона
Тем, кто знает спектакли Деклана Доннеллана, никаких новинок от "Цимбелина" ожидать не приходится. Все тот же сценографический минимализм Ника Ормерода, те же современные, а точнее, условные, не привязанные к конкретной эпохе костюмы, тот же стремительный темп действия. Но попробуем подойти с другой стороны, ибо, в конце концов, давнее знакомство кучки знатоков с творчеством этого режиссера - их личная проблема, а спектакли играются для зрителей. Так вот, поздняя пьеса Шекспира "Цимбелин" содержит невероятный наворот событий, в которых слышатся отголоски едва ли не всех его предыдущих пьес. Играть все это сегодня, вероятно, следует именно в доннеллановском духе: легко, стремительно, с минимумом "среды" и бутафории, да обязательно со здоровой долей юмора. В лондонском театре "Чик бай джаул" работают хорошие современные актеры: они не тяжеловесны, не скучны, отлично выучены, красиво двигаются, отменно владеют сценической речью и умеют играть детали. Вот это последнее свойство отметим особо. Шекспировских героев в обличье сегодняшних военных или сегодняшних клерков мы перевидали немало на разных сценах. Но чтобы они при этом снайперски точно сыграли повадку, обрисовали конкретную ситуацию, в секунду соединили современную манеру поведения с классической театральной традицией, - такое случается редко. И как раз это - один из фирменных знаков режиссера Доннеллана.



Доннеллан не обременяет себя священным пиететом к классике, но и не позволяет себе "отвязаться", послать к чертям джентльменское воспитание. Поэтому умудряется сохранить в шекспировских сюжетах магию поэзии, власть интриги и вечный баланс между злом и добродетелью. Отелло верит сплетне и убивает Дездемону. Дурно пахнут и предательство, и малодушие, и корысть, и воинственная жестокость - все то, о чем не уставал писать свои пьесы Вильям Шекспир. А любовь, верность, отцовская забота и дружеская привязанность - это здорово. Доннеллан не взламывает драматургические оригиналы. Он только любит разбираться в человеческих характерах и взаимоотношениях, он с удовольствием ищет внятные мотивации. А вот если натыкается на залежи пафоса, тут же включаются его природный юмор.

Когда все многочисленные персонажи соберутся в одном месте и окажутся друг другу родными и близкими, будет по-настоящему смешно. Пьесу в наших театрах почти не ставят да и в институтах проходят в последнюю очередь. Британский король Цимбелин (Дэвид Коллинз) изгоняет своего нежеланного зятя Постума (Том Хиддлстон) в Рим, а дочку Имогену (Джоди МакНи) держит взаперти. Коварная мачеха (Гвендолин Кристи) дает молодой женщине питье, которое оказывается несильным ядом. Злобный недруг (Гай Флэнэгэн) клевещет Постуму на верную Имогену и в знак ее измены предъявляет ложные доказательства. Муж верит и посылает слугу (Ричард Кант) убить несчастную, но тот открывает ей коварный замысел и предлагает скрыться, переодевшись в юношу. "Юноша" забредает к двум братьям-дикарям (Джон МакМиллан и Дэниэл Персивал), которые оказываются еще и ее родными братьями, похищенными в раннем детстве у Цимбелина. Выпивает питье и как бы умирает, а неутешные друзья хоронят "мальчика". Тут появляется глупый сын Имогениной мачехи Клотен (его играет тот же Том Хиддлстон), метивший в мужья несчастной, ведет себя развязно, и бравые пещерные братья его убивают... В общем, идет война между Римом и Британией, вся наша компания (Постум, Имогена в мужском обличье, дикие братцы, гадкий вероломный недруг и т.д.) попадают в плен к победившему Цимбелину. Король вновь обретает дочь и сыновей, братья - отца и сестру, муж - убиенную было жену, а злые люди посрамлены. Эти "узнавания" чудо как хороши: тут и испуг, и стыд, и застенчивость, и покаяние, и растерянность, и восторг. В общем, все такое человеческое, демократичное и душевно близкое, что греет сердце.

Доннеллан рассказал современному зрителю шекспировскую сказку и заодно продемонстрировал знатокам, как изготовить постмодернистское зрелище, не прибегая к наплевательству и издевке. Предложил, так сказать, легкий, щадящий вариант. Нормальному зрителю его "Цимбелин" явно доставил удовольствие.

Кстати, перед премьерой Цимбелина произошел курьезный случай: В ночь премьеры «Цимбелина» на столе стояла бутылка шампанского, которая должна была оставаться на сцене в первом акте. Я запнулся об стол, бутылка опрокинулась, и первый акт превратился в толпу актеров, пытающихся не попасть в лужу имбирного пива.


@темы: Театр, Тематические недели Фан-клуба