Тем, кто знает спектакли Деклана Доннеллана, никаких новинок от "Цимбелина" ожидать не приходится. Все тот же сценографический минимализм Ника Ормерода, те же современные, а точнее, условные, не привязанные к конкретной эпохе костюмы, тот же стремительный темп действия. Но попробуем подойти с другой стороны, ибо, в конце концов, давнее знакомство кучки знатоков с творчеством этого режиссера - их личная проблема, а спектакли играются для зрителей. Так вот, поздняя пьеса Шекспира "Цимбелин" содержит невероятный наворот событий, в которых слышатся отголоски едва ли не всех его предыдущих пьес. Играть все это сегодня, вероятно, следует именно в доннеллановском духе: легко, стремительно, с минимумом "среды" и бутафории, да обязательно со здоровой долей юмора. В лондонском театре "Чик бай джаул" работают хорошие современные актеры: они не тяжеловесны, не скучны, отлично выучены, красиво двигаются, отменно владеют сценической речью и умеют играть детали. Вот это последнее свойство отметим особо. Шекспировских героев в обличье сегодняшних военных или сегодняшних клерков мы перевидали немало на разных сценах. Но чтобы они при этом снайперски точно сыграли повадку, обрисовали конкретную ситуацию, в секунду соединили современную манеру поведения с классической театральной традицией, - такое случается редко. И как раз это - один из фирменных знаков режиссера Доннеллана.

Доннеллан не обременяет себя священным пиететом к классике, но и не позволяет себе "отвязаться", послать к чертям джентльменское воспитание. Поэтому умудряется сохранить в шекспировских сюжетах магию поэзии, власть интриги и вечный баланс между злом и добродетелью. Отелло верит сплетне и убивает Дездемону. Дурно пахнут и предательство, и малодушие, и корысть, и воинственная жестокость - все то, о чем не уставал писать свои пьесы Вильям Шекспир. А любовь, верность, отцовская забота и дружеская привязанность - это здорово. Доннеллан не взламывает драматургические оригиналы. Он только любит разбираться в человеческих характерах и взаимоотношениях, он с удовольствием ищет внятные мотивации. А вот если натыкается на залежи пафоса, тут же включаются его природный юмор.
читать дальше



Доннеллан не обременяет себя священным пиететом к классике, но и не позволяет себе "отвязаться", послать к чертям джентльменское воспитание. Поэтому умудряется сохранить в шекспировских сюжетах магию поэзии, власть интриги и вечный баланс между злом и добродетелью. Отелло верит сплетне и убивает Дездемону. Дурно пахнут и предательство, и малодушие, и корысть, и воинственная жестокость - все то, о чем не уставал писать свои пьесы Вильям Шекспир. А любовь, верность, отцовская забота и дружеская привязанность - это здорово. Доннеллан не взламывает драматургические оригиналы. Он только любит разбираться в человеческих характерах и взаимоотношениях, он с удовольствием ищет внятные мотивации. А вот если натыкается на залежи пафоса, тут же включаются его природный юмор.
читать дальше